Что такое военное положение?

военное положение

Многие мои подписчики просили меня рассказать не только про призыв на военную службу после того, как была объявлена частичная мобилизация, но, и, про военное положение. Так как многих весьма интересует чем отличается мобилизация от военного положения. А также многие хотят знать будет ли военное положение в областях России введено или нет.

И вот, по всей видимости, настало это время (пока был не особо загружен основными делами). Отвечаю на ваши вопросы… Надеюсь, что эта статья расскажет немного больше, чем различные слухи в СМИ, и вы сможете понять, что военное положение суть которого полниться среди медиа пространства, мягко говоря, не совсем близка к законодательным нормам. А учитывая регулярный вброс различного характера лживых (фейковых) историй и информации, простому гражданину, далёкому от юриспруденции и военных знаний сложно отличить ложь от истины.

А по сему, я надеюсь, что многие из читателей после прочтения узнают — военное положение что это значит. А также смогут предположить будет ли военное положение в России или нет в связи с определёнными ситуациями.

Для тех, кто хочет понимать, кто состоит в военном запасе – рекомендую почитать остальные мои статьи про мобилизацию.

Военное положение что это значит?

Наша великая страна Россия, и даже не побоюсь этого слова – Российская Империя, как и многие государства имеет ряд законодательных норм, регулирующих внутренние и внешние действия нашего государства в связи с действиями внешних сил, посягающих на целостность нашего государства.

К таким законам относятся Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» и Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» и иные нормативно-правовые акты.

Согласно ст. 19 (Военное положение) Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обороне» раскрывается основания и порядок введения или отмены военного положения. Цитирую:

1. Основания и порядок введения и отмены военного положения, а также режим военного положения определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

— ст. 19 (Военное положение) Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обороне»

Согласно ст. 87 Конституции РФ, цитирую:

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

— ст. 87 Конституции РФ

Исходя из ст. 1 (Военное положение) Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» следует, цитирую:

1. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

2. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

3. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

4. В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

5. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны (далее — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы), применяются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в данной области.

6. Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

— ст. 1 (Военное положение) Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении».

Вышеприведённым конституционным законом предусмотрен конкретный перечень оснований для введения военного положения. А именно, исходя из ст. 3 (Основания для введения военного положения) Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» следует, цитирую:

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

— ст. 3 (Основания для введения военного положения) Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении».

Будет ли военное положение в России?

Исходя из вышеприведённых норм получается следующее. Военное положение может быть введено не только по всей нашей великой России, но и в конкретных её местностях. Тем не менее, однозначно утверждать о том, будет ли военное положение в России не стоит, хотя если приводить примеры основываясь на вышеизложенном, то такие предпосылки имеются.

К примеру:

При положительных итогах проведённых референдумов о входе в состав России нового субъекта, который регулярно подвергается агрессии, Президент РФ вправе ввести военное положение для такого субъекта и объявить о частичной или даже о полной мобилизации.

Кстати, кому интересно узнать более подробно про мобилизацию, то рекомендую подписаться на меня в социальной сети и следить за моими постами, и, конечно же, читать на сайте мои статьи. После прочтения Вам станет известно о том, чем отличается мобилизация от военного положения.

Рад буду увидеть Вас среди своих подписчиков!

Какие меры существуют при военном положении?

Чтобы понимать какие меру существуют при военном положении в России, стоит процитировать ст. 7 (Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение) и ст. 8 (Иные меры, применяемые в период действия военного положения) Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении». Однако данные статьи объёмные, но кому будет сложно вникнуть в юридическое изложение, я постараюсь сказать кратко и после процитировать их.

Кратко излагая меры при военном положении получаются следующие:

  • организация производства продукции (выполнение работ, оказание услуг) для госнужд и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;
  • усиление охраны;
  • обеспечение безопасности;
  • особый режим работы различных объектов;
  • особый режим въезда/выезда на территорию, где военное положение;
  • ведение территориальной обороны;
  • и прочие запреты, в т.ч. для населения в определённое время.

1. На территории, на которой введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время (далее — специальные формирования), и для нужд населения.

2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.

4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

— ст. 7 (Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении».

1. В период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

— ст. 8 (Иные меры, применяемые в период действия военного положения) Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении».

Какие обязанности у граждан при военном положении?

Как мы уже понимаем, при введении военного положения у граждан несколько изменяется правовое положение и возникает изменение прав и обязанностей. Такое изменение возникает на основании ст. 18 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении».

Если говорить простым и общепонятным языком, а не юридическим, то обязанности у граждан при военном положении следующие:

  • выполнять требования госвласти и военных;
  • оказывать содействие таким органам и лицам;
  • являться по вызову в госорганы и к военным;
  • выполнять требования в предписаниях, повестках, распоряжениях госорганов и военных;
  • участвовать в работах для нужд обороны;
  • участвовать в ликвидации последствий применения противником оружия;
  • участвовать в восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;
  • предоставлять необходимое для нужд обороны личное имущество.

И, безусловно цитирую оригинал статьи:

1. В период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными законами.

2. Граждане обязаны выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения.

3. Граждане, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны:

1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, и военные комиссариаты;

3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

— ст. 18 (Правовое положение граждан в период действия военного положения) Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении».

Рад буду увидеть Вас среди своих подписчиков!

  • Дополнительно по теме: